news sale forum techosmotr sport resurs

-->

быстрый поиск
введите марку или модель
продажа
покупка

Если вы хотите получать новости с этого сайта по почте то оставьте свой e-mail.

Сервер находится в режиме тестирования, если у Вас возникли какие-то проблемы, Вы нашли ошибку, или у Вас появились вопросы то пишите: info@carsmedia.ru

Рдейский монастырь: третья экспедиция

Моя третья экспедиция на Рдейское болото, которое столь велико, что часть его расположена в Псковской области, а часть - в Новгородской, состоялась в октябре 2002 года.

Неохватное болото с озерами с хрустальной водой, заброшенный Рдейский монастырь... Написаны книги и сложены легенды об этих местах, где, якобы, под тиной покоятся сокровища разбойников, являются случайным путникам то ли люди, то ли лешие, живут особые северные крокодилы, а у стен монастыря исцеляют женщин и изгоняют бесов. С предубеждением я отношусь к легендам, не слишком верю в чудеса, но, наверное, витает некий дух у стен монастыря. Иначе как объяснить, что меня все тянет и тянет к нему, на эти необъятные безлюдные болота?

Предыдущий штурм болот был предпринят в январе этого же года, на Рождественские каникулы. Ну, а впервые я оказался в этих краях еще ровно годом раньше. Два раза мы пытались проехать к Рдейскому монастырю на УАЗиках. В первый раз из этого вообще ничего не вышло: мы приблизились к цели лишь чуть-чуть, т.к. из-за теплой погоды земля не промерзла, и наши машины просто проваливались в болотную жижу. Вторая экспедиция окончилась более успешно. Своим ходом до монастыря мы, правда, все равно не доехали из-за обилия снега, но дойти - дошли. На лыжах. Об этой поездке я писал на страницах этого сайта. В третью попытку мне представилась возможность попытать счастья на иной технике, нежели УАЗик. Хоть и хорошая это машина для бездорожья, но в этих местах на ней, видимо, делать все же нечего. Что ж, посмотрим...

Начало маршрута на озере Селигер. Отсюда до болота еще около двухсот километров. Два дня готовимся к броску. Пока нас двое: ваш покорный слуга и мой приятель - Иван Ксенофонтов. Иван - личность небезызвестная в туристическом мире: многие знают его как заядлого путешественника, который уже многие годы ездит на мотоцикле по стране. Ныне Иван заведует отделом "Туризма и безопасности движения" в журнале "Мото". В прошлом году Иван возглавил организованное редакцией журнала путешествие на снегоходах к Рдейскому монастырю. Тогда экспедиция цели не достигла: рано сошел снег, и снегоходы потеряли способность двигаться (см. статью в "Мото" №12/2001). Наше нынешнее мероприятие редакционным не назовешь: Иван просто сумел найти свободное от редакционной работы время, я подгадал с отпуском - и вот мы на Селигере.

Я сижу в жарко натопленной избе - под жужжание отогревшихся за занавесками на окнах мух изучаю литературу по предполагаемому маршруту. Новгородец Марк Костров, кажется, всю жизнь ездил на эти болота, к монастырю. И он написал несколько небольших книг, в которых рассказал о тамошних местах, людях. Я перелистываю страницу за страницей, погружаюсь в быт деревень, расположенных на болоте. И все сильнее нетерпение: хочется поскорее ехать. Но не только в чтении подготовка...

Днем я осваиваю новую для меня технику. Каракат - легкий колесный транспорт на шинах сверхнизкого давления. До недавнего момента каракаты были сплошь прерогативой самодельщиков, но в последнее время ситуация меняется. Наши мотоциклетные заводы медленно, туго, но все же обращаются к реальным нуждам покупателей. И уже в заводских стенах появляются первые, пусть еще не отлаженные, конструкции каракатов. В нашем же распоряжении две полусамодельных машины: трехколесная и четырехколесная. Крутящий момент, создаваемый мотоциклетным двухтактным мотором с принудительным воздушным охлаждением, при помощи цепной передачи передается на заднюю ось, дифференциал отсутствует. Последнее обстоятельство и объясняет некоторую сложность, возникающую при управлении. Хочешь повернуть, поворачиваешь в нужном направлении переднее колесо, а каракат упрямо едет прямо. Я первый раз как сел за руль, так прямо сразу в канаву и уехал. Но потихонечку освоился, понял специфику езды и на второй день уже довольно уверенно штурмовал окрестные холмы. И все же с одного из них, как я не крутил рулем, но меня все же неумолимо потащило прямо в озеро. Ну, думаю, пропал. Лечу по кочкам вниз: наши машины имеют такую интересную особенность, как полное отсутствие тормозов. Не то, чтобы их в принципе не было - просто Иван посчитал, что они не слишком нужны, и, дабы не усложнять конструкцию, взял и тормоза демонтировал. Так вот: сыплюсь я, как старая шуба (по выражению Ивана), с горы и бах! - ледяные брызги обдают меня с ног до головы - со всей дури впарываюсь в воду! Но каракат всплывает! Оказывается, огромные колеса создают достаточный запас плавучести. Вот это, действительно, техника! И едет без всякой дороги, и плавает - чего еще желать на болоте! Осторожно подгазовываю - так, чтобы сплошной белый водяной шлейф от вращающихся задних колес не накрыл меня с головой, но, главное, чтобы не залить свечу - медленно плыву вдоль берега в поисках хорошего выезда. И в душе растет уверенность, что уж в этот, третий, раз я обязательно доберусь до Рдейского монастыря на технике!

Наконец, настало время отъезда. Один каракат слегка разбираем (снимаем колеса) и загружаем в чрево микроавтобусика ГАЗель, четырехколесник закатываем на прицеп. У самого четырехколесника тоже есть прицеп на таких же, как и он сам, огромных колесах. Снимаем и их, спускаем, прицеп водружаем сверху. Получился слоеный пирог: автомобильный прицеп, каракат, прицеп к каракату. ГАЗель слегка приседает на заднюю ось, но смотрится по-боевому!

От поселка Свапуще на восточной оконечности озера Селигер отходит дорога к истоку великой Волги. Но сейчас нам не туда. Мы сворачиваем на предыдущем перекрестке. Асфальт кончается, песчаная дорога ведет на северо-восток. Селигер остается позади, грунтовка становится все уже, все больше луж и глубоких ям - верный признак, что близко граница области. Деревня Рвеницы - последняя в Тверской губернии. Слева мелькает большая, квадратная в плане изба с покосившейся вывеской: "Клуб". Несмотря на день, в клубе горит свет. Что уж там за мероприятие!? Вероятнее всего, что просто квасят (в смысле, поддают), хотя, может быть, и вправду проходит какое-нибудь серьезное собрание. Кто знает!? Проезжаем деревни, поселки; редкие прохожие с любопытством провожают глазами наш нагруженный экипаж, мальчишки что-то кричат нам вслед... Везде течет жизнь, у каждого своя...

В поселке Молвотицы выезжаем на шоссе Р-50, идущее с Ленинградской трассы через Демянск на Холм. Асфальт. Дорога исключительной красоты. Особенно сейчас - осенью. Разноцветный лес - березы, сосны, осины, ели; открывающиеся за очередным поворотом далекие прозрачные поля с пожухшими грязно-рыжими травами; разбросанные вдоль дороги полузаброшенные деревеньки с заколоченными покосившимися избами - все это такое русское, милое сердцу! Приятно здесь ехать не спеша! А мы и не торопимся никуда. Посматриваем по сторонам, созерцаем осеннюю природу, радуемся, что поехали именно сейчас, в октябре, когда так красиво кругом.

После райцентра Марево еще несколько километров асфальта, и за большой, не на один километр вытянувшейся вдоль дороги деревней Велилы - снова грунтовка. Я все так же с великим удовольствием смотрю на окружающие пейзажи, а Ивану - он за рулем - приходится сосредоточиться на дороге. Но вскоре - снова асфальт. Теперь уже до самого Холма - ближайшего к болотам городка, где мы планируем разместить базу нашей экспедиции.

Как-то неэпично и нелепо звучит первое упоминание о Холме в Новгородской летописи 1144-го года: "Погоре Холм весь". И все - биография города пошла наперекосяк: его захватывали то злобные литовцы, то шведы, то поляки, а в ХХ веке - немцы. И каждый раз жгли постройки, грабили, разгоняли с насиженных мест население. Всю эту информацию о городе мы почерпнули в краеведческом музее. Директор музея Елизавета Семенова встретила нас очень любезно, рассказала о прошлом города, поведала о дне сегодняшнем. С бережностью показала нам материалы, связанные со Второй мировой. Вообще, к войне у холмичей отношение особое. Бои тут были ожесточенные. И именно на болотах скрывались партизаны, немцы нещадно бомбили с воздуха нынешнюю глушь. До недавнего времени поисковики находили на болотах сбитые немецкие самолеты. Быть может, где-то их останки покоятся нетронутыми и сейчас. А вот Рдейская обитель во время войны не была уничтожена. Даже непонятно почему: единственный на десятки километров крупный объект. Монастырь в те годы был уже не действующим, и в нем вполне могли укрываться партизаны. Но, тем не менее, храм уцелел.

Нынешнему застою (а, может, наоборот - город следует объявить заповедником захолустья) Холм обязан отсутствию железной дороги, хотя в конце 80-х собирались провести ветку от Новгорода. Обманули холмичей и с газификацией - около домов возвышаются горы дров. Когда-то работала "оборонка" с цехом ширпотреба, где из эпоксидки делали искусственный янтарь да мармышки. Понятно, после Перестройки все "накрылось". В общем, застой. В местной газете "Маяк" преобладают объявления типа: "продается молодая, хорошая коза, недорого".

В центре - гостиница "Ловать". Длинное двухэтажное деревянное здание поначалу показалось нежилым. Иван потянул на себя входную дверь - та скрипнула и открылась. Очень скромненький холл, в углу небольшой стол, освещаемый настольной лампой. Дежурная поднялась нам навстречу. Последовало быстрое оформление - и вот уже, позвякивая ключом от номера, с гостиничным полотенцем через плечо я поднимаюсь на второй этаж. Наш номер - единственный "оккупированный" на всем этаже. Не бог весть какая гостиница, но тихая, теплая и уютная. Рано укладываемся - завтра ожидается бурный день.

На утро к гостинице подкатывает КАМАЗ. Над бортами открытого кузова возвышается чудо техники - фирменный каракат Ижевского мотозавода "Самсон". Проезжающие мимо машины притормаживают, на тротуаре останавливаются мужики, чешут в затылках - такого тут еще не видели. Инженер завода Владимир Красноперов и испытатель Владимир Баранов жмут нам руки, бросая на "Самсон" гордые взгляды, рассказывают нам о своем детище. Ну что ж, посмотрим каков "Самсон" в действии.

Наша кавалькада - КАМАЗ и ГАЗель с прицепом - движется по Холму. Переезжаем высокий мост через Ловать - говорят, в советское время он считался уникальным, т.к. был построен при помощи вертолета - и ненадолго заскакиваем в управление Рдейского заповедника. Директор Владимир Кроликов нас уже ждет: слух о нашем появлении в Холме моментально распространился по всему небольшому городу. Мы расспрашиваем сотрудников заповедника о болотах, о монастыре; нас просят рассказать о нашей технике. Мужики, обступившие наши машины, единодушны: до цели нам, скорее всего, не добраться. Лето было сухое, и воды на болотах мало - на таких огромных колесах машины, конечно, пойдут. Но не в этом проблема. Болота сильно горели, и вместо низких сосенок теперь торчат среди кочек обгорелые пеньки, острые как иглы. "Все шины поколете, не доедете",- говорят нам мужики. Их слова нас пугают, но отступать мы не намерены.

Выезжаем на шоссе Великие Луки - Старая Русса. Километров через пять приезжаем в деревню Чекуново. Отсюда вглубь болот уходит бывшая узкоколейка. Бывшая, потому что рельсы с дороги давно сняли, и там, где раньше ходили маленькие симпатичные вагончики (останки их еще догнивают в Чекунове), теперь ходят машины. Полноприводные МАЗы-тягачи таскают прицепы с лесом. Сейчас, осенью, дорога раскисла под дождями, но для каракатов сложностей не представляет. Вначале мы думали стартовать на штурм болот как раз из Чекуново, но потом решили проехать дальше.

В деревне Каменка собираем технику. Отсюда до монастыря значительно ближе, чем от Чекуново. Но почти весь путь проходит прямо по болоту. Как только выезжаем на него - сразу видим монастырь! И к нему, прямой, как натянутая струна, тянется зимник. Он хорошо заметен на болоте. Кругом кочки, редкие чахлые сосенки - все одинаково, а на зимнике кочек нет, колеса утопают в сочной высокой траве. Но еще в деревне говорили нам, что по зимнику ехать не стоит. И в подтверждение их слов перед нами появляются воткнутые крест-накрест колья. На болоте это верный знак, что ехать дальше опасно. Пешая разведка показала, что это действительно так. Начинается топь! Идешь по зимнику, и вроде все нормально, но вдруг остановишься, повинуясь внезапному необъяснимому импульсу, и чувствуешь, как продолжает раскачиваться под тобой травяной ковер. Открытой воды не видно, но от этого как-то еще более жутко на душе: вроде земля кругом, но ты не ощущаешь ее твердость под ногами.

Не мешкая, возвращаемся немного назад. Осматриваемся и замечаем среди кочек следы наших предшественников. Местные умельцы в этих краях тоже строят каракаты: ну, на чем же еще можно проехать на болото? Нам говорили, что ехать надо по следам, но мы их сразу не заметили, загипнотизированные зимником.

Едем по болоту! Да, на обычной колесной технике тут "нечего ловить". Только выехали на болото, и вопрос, который я тайно задавал себе, перестал существовать. Да, на УАЗике тут никогда не проехать. Все четыре колеса немедленно уйдут в мох, в траву - машина беспомощно ляжет на днище. Другое дело наша техника! Огромные колеса перекатываются с кочки на кочку, лишь давя клюкву. Иногда попадаются мшистые топкие участки, и тогда надо газовать, а то можно и застрять. Но таких мест немного, и гораздо большую опасность для нас представляют торчащие среди травы острые пеньки и сучки (помните предупреждения местных). Мы лавируем между ними, и все же иногда нет-нет да чувствуешь резкий глухой удар в камеру. С ужасом смотришь на подпрыгнувшее колесо - вроде пронесло: не спускает. Продвигаемся довольно быстро. Пару раз путь перегораживают мелиоративные канавы. Их отличие от многочисленных ручейков - большая глубина и отвесные берега. Но для каракатов они преодолимы, только "Самсон" пару раз встает, как норовистый конь, на дыбы.

Продолжение >>

Автор: Андрей Фаробин (текст)  andreif@mail.ru
Иван Ксенофонтов (фото)
http://mliga.narod.ru

назад

спонсоры

 win   koi   dos   iso   mac   lat         На главную страницу

WebStudio Banner Network



Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /disk1/www/cars1/docs/lez/header.php3:5) in /disk1/www/cars1/docs/96641d4bbdd371e86d52a100f11eca10/sape.php on line 1980